терпение такая прекрасная добродетель… за неимением других! (c)
Наткнулась на лекцию Алексея Барташевича о Гамлете и села смотреть потому, что неровно дышу к этой пьесе. Я видела Гамлетов Смоктуновского, Оливье, Высоцкого (один монолог), Гибсона, Хоука и Камбербетча. Пьеса-оборотень. В каком-то смысле каждый режиссер пишет по ней свой фанфик.
У Барташевича мне близки мысли о спящих смыслах, пробуждающихся при контакте произведения и его адресата, а также о об изменении и росте исходного текста и отчуждении его от автора. А то некоторые современные авторы вдруг начинают бегать вокруг своего уже выросшего дерева-текста и увещевать отдельные группы своих читателей: "Нет, это не голубая ель, а дуб", "А эта ветка не зеленая, а кривая и засохшая".
"Смыслы, заложенные в тексте, способны раскрываться в течение веков. Таким образом великое произведение строится по законам живой природы как дерево, как трава. Оно способно к обновлению, росту, изменениям, метаморфозам. И оно способно впитывать в себя, в систему своих смыслов все то, что о нем думают люди разных поколений.
Великие произведения искусства способны меняться. Они не пишутся, они не создаются раз и навсегда в том виде, в каком их создает мастер – у них есть волшебное свойство меняться во времени. То, что Михаил Бахтин называл «приращением смысла». Чем больше времени проходит, тем больше дистанция между личностью художника создавшего его и смыслом текста. Если бы вы рассказали Шекспиру, что мы сейчас понимаем, когда читаем Гамлета или когда режиссеры его ставят, уверяю вас, Шекспир бы сказал: «Да что вы, ребята! Я такого не писал, этого в голове у меня не было!» И это ничего не значит, потому что великое произведение бесконечно больше, чем личность художника, который его создал. И оно заключает в себе совокупность потаенных смыслов, которые даже его создателю не ясны, они раскрываются со временем".
(c)
У Барташевича мне близки мысли о спящих смыслах, пробуждающихся при контакте произведения и его адресата, а также о об изменении и росте исходного текста и отчуждении его от автора. А то некоторые современные авторы вдруг начинают бегать вокруг своего уже выросшего дерева-текста и увещевать отдельные группы своих читателей: "Нет, это не голубая ель, а дуб", "А эта ветка не зеленая, а кривая и засохшая".
"Смыслы, заложенные в тексте, способны раскрываться в течение веков. Таким образом великое произведение строится по законам живой природы как дерево, как трава. Оно способно к обновлению, росту, изменениям, метаморфозам. И оно способно впитывать в себя, в систему своих смыслов все то, что о нем думают люди разных поколений.
Великие произведения искусства способны меняться. Они не пишутся, они не создаются раз и навсегда в том виде, в каком их создает мастер – у них есть волшебное свойство меняться во времени. То, что Михаил Бахтин называл «приращением смысла». Чем больше времени проходит, тем больше дистанция между личностью художника создавшего его и смыслом текста. Если бы вы рассказали Шекспиру, что мы сейчас понимаем, когда читаем Гамлета или когда режиссеры его ставят, уверяю вас, Шекспир бы сказал: «Да что вы, ребята! Я такого не писал, этого в голове у меня не было!» И это ничего не значит, потому что великое произведение бесконечно больше, чем личность художника, который его создал. И оно заключает в себе совокупность потаенных смыслов, которые даже его создателю не ясны, они раскрываются со временем".
(c)